О - ошибки, и как их исправлять


Ошибки – неизбежная часть обучения, “на ошибках учатся». Всегда ли это так? Дело в том, что человек может учиться на своих ошибках, если 1) они исправлены, 2) ученик обратил на них внимание – иначе можно годами делать одни и те же ошибки и этого не осознавать.  
В очищении речи (письма) от ошибок участвуют и ученик, и учитель. Мы сейчас поговорим как раз о том, что может сделать учитель. С одной стороны, процессы внимания и включения ученика не всегда нам подвластны, иногда, что бы мы не делали – наше объяснение проходит «мимо ушей», с другой стороны – учитель должен стараться использоваться разные способы «включения», напоминания, вовлечения, чтобы помочь ученику заметить свое слабое место.

Несколько базовых моментов:
1)      Ошибки – естественный и неизбежный процесс обучения. Мы не должны удивляться, расстраиваться, злиться, когда наш ученик ошибается. Это понятно вроде-бы всем, но как же часто я вижу, как учитель включает эмоции и вербально или невербально сообщает негатив, когда ученик ошибается. Нетрудно догадаться, что часто из-за нарочитого и злобного исправления у ученика падает интерес к предмету, возникают различные комплексы («Я не умею говорить, все время делаю ошибки.»)   
2)      Не всегда количество ошибок сообщает нам об уровне развития языка, потому что ошибки бывают разные:

- fossilized errors – ошибки, которые вкрались в речь или письмо конкретного ученика в какой-то момент и теперь неосознанно проскакивают. Это может происходить даже на высоких уровнях – more better, If I will see you, отсутствие s после глаголов, ошибки произношения отдельных слов. Общее развитие речи (лексика, способность понимать речь) шагнули вперед, а отдельные ошибки остались и «окаменели».
Кстати, вы найдете «окаменелую ошибку» в этом тексте? (ответ в конце статьи)



- оговорки – небольшие ошибки, которые проскочили, потому что степень контроля со стороны ученика ослаблен. Способность контролировать себя улучшается по мере развития языковых навыков, но иногда зависит от внешних факторов – самочувствия, волнения.
- ошибки могут быть связаны с одной категорией – например преобладание ошибок произношения у человека, которых изучал язык преимущественно по книгам, или ошибки правописания у дислексиков.
- ошибки развития – они показывают, что какая-то конструкция осваивается только сейчас и пока не произошла автоматизация (например, используются глаголы настоящего времени вместо прошедшего).

3) Задача учителя – оценить ошибки ученика и принять осознанное педагогическое решение о том, что нужно делать, чтобы их уменьшить (или даже возможно игнорировать – например, в случае с дислексиками иногда не стоит тратить время на отработку правописания). Осознанное решение! Это очень важно. Также осознанно мы подходим к вопросу КОГДА исправлять – остановить ученика и исправить сразу, исправить через какое-то время (например, в конце урока, в специально отведенной части урока, на другом уроке) или не исправлять вообще.

Теперь, после того, как мы классифицировали ошибки, поговорим о том, какие есть способы их исправления. Их можно, в целом, разделить на две группы: эксплицитные способы и имплицитные способы.

Explicit error correction:

Суть заключается в прямом, без всяких намеков, указании на ошибки и их исправление, то, что называется “input providing”. В этом случае мы разъясняем ученику, что было не так – объясняем правило, обычно используем лингвистическую терминологию (множественное число, подлежащее, залог, окончание итд)

Вот пример эксплицитного исправления (подслушано на уроке):

S:  They plays football on Sunday.
T:  “Why do you say “plays” with “they”? The verb remains, you don’t have to add “s”. Remember? With “I, you, they” we use the verb and don’t add “s”, with “he, she, it” you must add “s” to the verb. Remember? Look (the teacher is writing the rule on the board).

Не трудно увидеть минусы такого типа исправления – это долго, учитель говорит много, он оперирует лингвистическими категориями и не факт, что в потоке речи он будет в полноте понят учеником. Кроме того, учителю приходится прерывать ученика и отвлекать его от того задания, которое выполнялось.

Тем не менее, эксплицитное исправление может быть весьма эффективным, если соблюдать определенные условия: 1) использовать это к месту, не часто, тогда, когда есть основание думать, что именно непонимание правила ведет к ошибке, 2) осознавать, что мы объясняем правило не лингвисту, оперировать известными понятиями, не объяснять простое более сложным языком, 3) использовать наглядность (схемы, картинки) там, где это уместно, 4)не делать это в заданиях на fluency – то есть там, где главная цель – развитие беглости речи.

Implicit error correction:

К этой группе способов исправления ошибок относятся методы, при помощи которых учитель провоцирует, побуждает ученика исправиться самостоятельно, это так называемые “output pushingmethods. Если в предыдущем способе ученику предъявлялось правило, то здесь – его собственная ошибка. 
     1)      Учитель повторяет предложение ученика, останавливаясь там, где была совершена ошибка.
Пример: S: Yesterday I go to the park. T: Yesterday you …….? 

2)      Учитель, как эхо повторяет все предложение, голосом выделяя слово с ошибкой.

Пример: T: Yesterday you GO to the park?   

3)      Учитель уточняет, что именно ученик имеет в виду.

Пример: S: I ate a pizza for dinner.  T: Did you eat some pizza or the whole thing? (gesturing)
S: Right, just a piece. I ate some pizza.

4)      Учитель использует «кодовый» жест, письменный знак, предмет итд.
Например, ученик забывает прибавлять окончание -ing после like, hate, dont mind. Кодовый знак» - мизинец, обозначающий «хвостик у слова».
Другой пример: На небольшом листке написана буква S. Когда ученик делает ошибку, учитель молча указывает на листок.
Учитель показывает рукой назад, намекая, что нужно использовать глагол в прошедшем времени.
Учитель хочет исправить произношение (ученик произносит [v]вместо [w]) – губами он формирует маленький кружок (или рисует его на доске).

В общем-то, система знаков, жестов, других невербальных подсказок может быть у каждого учителя своя. Здесь главное – недвусмысленно и быстро привлечь внимание ученика к ошибке.

Для того, чтобы эффективно использовать данный вид исправления, нужно помнить о нескольких правилах: 1) эксплицитное исправление должно предшествовать имплицитному. Когда-то в жизни ученика должен быть момент, а может, и не один, когда ему объяснят то или иное правило и объяснят, в чем заключается ошибка. Только потом учитель может намеком помочь ему вспомнить. Сами по себе жесты и намеки будут бесполезны, если они не облечены смыслом. 2) не нужно доводить до абсурда этот тип исправления и мучить ученика догадками, что вы имеете в виду и в чем именно он ошибся. Если при первой-второй попытке исправить имплицитно ученик не догадывается, о чем идет речь, стоит прямо ему сказать об ошибке.

В конце хотелось бы пожелать каждому учителю задуматься о том, как именно он исправляет ошибки и каков его стиль исправления, всегда ли он эффективен. Больше про error correction можно почитать здесь:

* Обратите внимание на слово then. Скорее всего, там должно быть when. Видимо, ученик закрепил неправильное произношение этого слова и пишет его именно так, как произносит. 
  
 
        


   

Комментариев нет:

Отправить комментарий