Р - речь учителя, почему нужно говорить меньше


Многие учителя видят смысл своей работы в том, чтоб как можно больше говорить на уроке – что-то объяснять, поправлять, переформулировать. Типичные приемчики разговорчивого учителя: 1) перефразировать то, что только что сказал ученик, 2) самому отвечать на собственные вопросы, 3) «срывать с языка» ответ ученика и самолично развивать его мысль, 4) при ошибке – подробно (или очень подробно) объяснять правило, на которое сделана ошибка. 
Таким приемам может противостоять не всякий студент, а только если он исключительно самоуверенный, болтливый, невоспитанный или знает язык лучше учителя. Такие ученики попадаются, в общем, нечасто, значит, происходит одно и то же – наши ученики МОЛЧАТ или очень мало и робко разговаривают.

Для того, чтобы указать на серьезность проблемы, методистам пришлось ввести новый термин – TTT (teacher talking time) и говорить о необходимости уменьшения этого времени. Джон Холт (John Holt) отметил: “The greatest enemy to students learning is the talking teacher.” Исходя из моих наблюдений, учителей с крайне высоким TTT много. Иногда мы не замечаем своей разговорчивости. Есть очень простой способ это проверить – записать свой урок на диктофон. Далее – посчитайте, сколько минут говорили вы, и сколько времени говорили ученики. Если у вас группа, то посчитайте, сколько говорил один/каждый ученик. Особенно в групповом уроке это не больше 2-5 минут. 

Необходимость сокращать TTT следует не только из подмеченного факта, что крайне мало времени отводится на STT (student talking time). Дело в том, что бОльшая часть из того, что многословный учитель говорит – это лишний, ненужный, отвлекающие внимание ученика поток речи, то есть при высоком ТТТ наблюдаем: 

1)  Неэффективность
- при объяснения материала используются сложные лингвистические термины, которые сами по себе требуют пояснений;

- учитель объясняет на иностранном языке, не учитывая уровня обучающихся, а приводит к тому, что объяснение нужно повторять снова и снова;

-учитель не готов к уроку и думает «на ходу», или «вслух», то есть звучат не продуманные, выкристаллизованные объяснения, а поток сознания.

2)  Многократные повторения
 - привычка повторять все за учеником (именно привычка) – какая-то странная учительская черта. Понаблюдайте за собой. Удивитесь, скорее всего, вы это делаете) Такие повторения (порой приправленные комментариями) съедают время урока.

- повторение инструкций

«Listen to the recording…. Now we are going to listen… Ok, let’s listen.”

Хочется выделить большими буквами ПРОДУМЫВАЙТЕ ТО, КАК ВЫ ДАЕТЕ ИНСТРУКЦИИ СВОИМ УЧЕНИКАМ. Дома запишите на диктофон, как вы объясняете правила игры, или задание многоступенчатой активити. Записав, сделайте запись своей речи и вычеркните все ненужное, подумайте, как можно сказать эффективнее – кратко и понятно.

Еще, совет «на миллион» - часто можно избежать длинных инструкций просто моделируя задание. Выполните один номер с учениками, или просто начните играть, по ходу объясняя правила.

Со слабыми учениками и детьми – держите учебник перед собой. Говоря, “Go to page 46”, откройте учебник на этой страничке и покажите, через 30 секунд это сделают все в классе без многократных повторов.

3)Режим работы Учитель-класс

Этот режим очень свойственен нашим школьным учителям и именно так нас учили в школе и институте. Такую модель мы проецируем на свое преподавание. В начале нужна ломка, а потом необходимо развивать мастерство как организовать режим, где учитель не доминиирует/спрашивает/исправляет/устанавливает порядок заданий, а, к примеру, где ученик может спросить, откомментировать, выбрать, в каком порядке делать задания итд. 

British Council, как всегда, дает нам интересную статью с дополнительными идеями на данную тему: https://www.teachingenglish.org.uk/article/teacher-talking-time

Последнее – причина, по которой мы решили, что ТТТ надо сокращать – это увеличение возможностей для студентов говорить. Так давайте создадим эту возможность! Работа в парах – прекрасный вариант увеличения продуктивного времени студента, если вы работаете с группами. И еще – надо быть терпеливее. Иногда ученику нужно время, чтобы закончить свою мысль. Не спешите помогать или поправлять (про то как и когда поправлять – отдельная статья - https://eltazbuka.blogspot.ru/2017/11/blog-post.html   

Несколько других полезных ссылок:

Комментариев нет:

Отправить комментарий